Назад к списку

Семья или школа 

В феврале в одном из региональных журналов вышла статья Екатерины Остроуховой о семейной форме обучения, социализации и семейных школах.


Мама, я не хочу в школу! – говорит мой ребёнок. И я как мама семилетки я задумываюсь, а есть ли альтернатива? 

Этот вопрос, я начала себе задавать ещё тогда, когда моему сыну исполнилось 4 года, и школа перестала быть чем-то, что случится не скоро. Вспоминая свой школьный опыт и слушая рассказы мам школьников про несовершенства современной школьной системы, мне всё больше хотелось «не ходить в школу» . И я начала искать варианты. Сейчас я сделала выбор в пользу семейного образования. Про него и пойдёт речь. 


Надо сказать, что тема семейного образования становится всё более популярной среди родителей, которые ищут альтернативные варианты обучения для своего ребёнка. Каждый год всё больше детей не идут в школу и получают образование за её пределами, чаще всего дома в семье. В этом случае, учителями для ребёнка могут быть как сами родители, так и приходящие педагоги, которых также выбирают родители. Ориентация на школьный стандарт знаний обеспечивается тем, что несколько раз в год, ребёнок проходит оценку по обязательным школьным предметам в школе, к которой он прикреплён. Прикрепить ребёнка можно или к школе по прописке, или частной школе, или он-лайн школе. При этом за ребёнком сохраняются большинство прав, которые имеют дети, обучающиеся на очной форме обучения, например, возможность получать школьные учебники и получать консультацию у учителей предметников. 

 Если у родителей по какой-то причине нет возможности самостоятельно обучать ребёнка, то вариантом семейной формы обучения может быть объединение нескольких семей для совместной организации обучения детей. Тогда родители могут распределить между собой и обучающую и финансовую нагрузку, а дети получать общение со сверстниками. 

Каковы причины того, что родители решают в пользу семейного образования? Родители по разному приходят к решению выбрать для ребёнка обучение вне школы. При этом чаще всего их выбор обусловлен тем, что они не доверяют школьным стандартам и методам обучения. Высокая школьная нагрузка, низкий уровень знаний, формальный подход в обучении, ориентация на оценки, а не на знания, неэффективная трата времени на уроке и в продлёнке, содержание современных программ обучения – вот те причины, которые называют родители, принимая решение учить ребёнка вне школы. Какие возможности у семейного обучения? Важная возможность – это возможность выбора. Переведя ребёнка на семейное обучение, родители могут сами выбирать программы обучения и методы преподавания. Выбирая самые лучшие или самые подходящие именно для своего ребёнка. Также есть возможность учитывать физиологические особенности возраста ребёнка, не ограничивая двигательную активность сидением за партой, подстраивая режим дня под потребности семьи и детей. Основной задачей родителей, обучающих ребёнка по семейной форме обучения, становится не столько обучить его в погоне за требованиями или стандартами школы, сколько научить учиться самостоятельно, постепенно передавая ответственность за получение знаний самому ребёнку. Конечно это вызов и для самого родителя. Ведь помимо того, что роль учителя требует от родителя постоянного вложения времени, изучения преподаваемого предмета, поиск способов передать ребёнку знания, еще и веру в себя и способности своего ребёнка быть самостоятельным в выборе и самодисциплине. 

 Самый часто задаваемый вопрос родителям-семейникам «А как же социализация?». Есть мнение, что социализироваться без школы задача из невозможных. Но так ли это? Социализация – это про нормы морали, про хорошее и плохое, про добро и зло, про прекрасное и безобразное, и про религиозные вопросы тоже. Процесс усвоения этих норм 100% задача родителей. Доверять их усвоение внешней среде очень рискованно. Поэтому социализирует ребёнка не школа, а семья. А вот общение со сверстниками другой вопрос. Но и его можно решить за счёт посещения ребёнком секций, художественной или музыкальной школ. 

А что с семейным обучением в Самаре? В Самаре сейчас есть активное сообщество родителей-семейников, которые обучают детей или дома или в семейных объединениях. На данный момент уже действуют две семейные инициативы, где дети учатся в семейных классах. В следующем году я организую еще один семейный класс, в котором будет учиться несколько детей на семейном обучении в том числе и мой ребёнок. Выбор формы обучения несомненно право родителей. И важно, что у нас есть это право выбирать!